ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ_КОНЧЕЕВ


Хорош тем, что имеет удобный по интерфейсу форум ко всем публикациям,
что позволяет всем желающим их обсуждать и получать ответы от хозяина раздела.


ЛЕВ ШЕСТОВ

«ДОБРО В УЧЕНИИ ГР. ТОЛСТОГО И НИЦШЕ»

Я не так давно узнал философа Льва Шестова. Философ это выдающийся. Пишет достаточно легко и понятно. Обладает гигантской эрудицией (по крайней мере такое складывается впечатление), а главное, просто на удивление самобытен и проницателен. Меня он заинтересовал в основном тем, что зачастую высказывает идеи и суждения вплотную подходящие к моей идее Великого Делания.
Нельзя не признать, что Шестов явление удивительное и уникальное в философии. Я здесь в немногих словах не могу раскрыть этот тезис, но я подумываю написать статью с обзором его философии. Показать, как она открылась мне.
С именем Шестова у меня связана удивительная и забавная история. Я лет 10—12 назад прочел его книгу «Апофеоз беспочвенности». Я забыл ее содержание, запомнил только, что автор талантлив и тонок. И вот, недавно один мой философский приятель прислал мне письмо с отрывком из этой книги. Отрывок этот весьма напоминает некоторые мои рассуждения. Выходит Шестов оказал на меня влияние, а я и понятия не имел. Ниже я приведу эту цитату, а статью напишу или не напишу, как получится.
«"Nous sommes les apprentis, la douleur est notre maitre"(Мы ученики, боль наш наставник (фр.)), — говорил Мюссе. Каждый может, даже не заглядывая в книги, привести на эту тему сколько угодно цитат из всевозможных авторов и сослаться не только на философов, которым в данном случае не очень-то доверяют ввиду того, что их принято считать бессердечными и холодными людьми, но и на поэтов, отличающихся мягкостью характера, даже сентиментальностью. Несомненно, можно указать много случаев, когда страдания и лишения шли на пользу человеку. Правда, и обратно, можно указать немало и таких случаев, когда, сколько ни ищи, никакой пользы от страданий и лишений не найдешь. И как раз все такие случаи, когда были глубокие, серьезные, обидные, бесконечно обидные страдания. Вот, например, чеховские мужчины и женщины — большей частью, по-видимому, списанные с натуры, по крайней мере, до того напоминающие действительность, что кажутся живыми. Дядя Ваня, 50-летний старик, не своим голосом кричит на всю сцену, на весь мир: "Пропала жизнь, пропала жизнь" и бессмысленно стреляет в ничем неповинного профессора. Или герой "Скучной истории". Был спокоен и счастлив человек, 30 лет подряд занимался важным и значительным делом, и вдруг незаметно подкралась к нему страшная и отвратительная болезнь, но не убила его сразу, а только открыла пред ним свою всепоглощающую пасть. Зачем, для чего это? А чеховские девушки и женщины! Их много, и все они большей частью молоды, невинны, обаятельны. И всегда, на каждом шагу подстерегает их бессмысленное, грубое, безобразное горе, подрезывающее в самом начале даже скромные надежды. Они горько плачут, рыдают — но судьба их не щадит. Чем объяснить эти ужасы! Чехов молчит и не объясняет. И сам не плачет: у него уже давно нет слез — да взрослому человеку стыдно плакать. Нужно или, стиснув зубы, молчать, или — объяснять. Вот за дело объяснения и берется метафизика. Там, где обыкновенный здравый смысл останавливается, метафизика считает себя вправе сделать еще один шаг. "Мы видели, — говорит она, — много случаев, когда страдания, с первого взгляда казавшиеся нелепыми и ненужными, потом оказывались имеющими глубокий смысл. Может быть, и те, которые мы не умеем объяснить, все-таки имеют свое объяснение. "Пропала жизнь", — говорит дядя Ваня. "Пропала жизнь", — вторят за ним бесчисленные голоса невинно гибнущих молодых девушек — но, может быть, ничего не пропало. Самый ужас, испытываемый гибнущим, говорит за то, что гибель только кажущаяся. Что она только начало великих событий. Чем меньше успел человек испытать, чем больше у него осталось неудовлетворенных страстей и желаний, тем больше оснований думать, что его существо не может бесследно уничтожиться и, так или иначе, проявит себя во вселенной. Добровольный аскетизм и подвижничество, явления очень распространенные в мире, служат ключом к объяснению загадки. Человека никто не принуждает, он сам возлагает на себя обеты страданий и воздержания. Непонятный инстинкт — но инстинкт, т. е. нечто коренящееся в глубочайших и неведомейших тайниках нашей природы, подсказывает ему страшное для человеческого разума решение: откажись от жизни, сохрани себя. Большинство людей не слышит этого голоса или, если и слышит, не повинуется ему. И природа, не рассчитывающая на нашу чуткость, прибегает к насилию. Она показывает людям в молодости рай, будит в них безумные надежды и желания — и затем в тот момент, когда мы ждем исполнения ее обещаний, безжалостно обнажает пред нами всю призрачность наших ожиданий. Каждая почти жизнь может быть резюмирована в нескольких словах: человеку показали небо — и бросили его в грязь. Все мы аскеты — одни по воле, другие — поневоле. Здесь на земле в людях только пробуждаются мечты и надежды, исполняются же они не здесь. И тот, кто больше всех вынес лишений и страданий, проснется наиболее живым и разбуженным". Такие речи нашептывает нам метафизика. И мы прислушиваемся к ним, нередко повторяем их, опуская ослабляющие впечатление "быть может". Иногда мы им верим и выковываем себе из них философское мировоззрение. И даже утверждаем, что если бы у нас была власть, мы бы ничего, ровно ничего не изменили в этом мире... А все-таки, если бы каким- нибудь чудом эта власть попала в наши руки, с каким бы наслаждением послали бы мы к черту все возвышенные миросозерцания, метафизику и идеи и просто-напросто без дальнейших размышлений устранили бы с земли все страдания, все безобразие, все неудачи, которым мы приписываем такое огромное воспитательное значение. (Раз так, то я и решил послать, вне зависимости от того, есть у меня власть или нет. И вот тут-то я и обнаружил, что и власть такая есть. Шестов в конце жизни тоже утверждал, что такая власть есть, но разъяснения его для меня неудовлетворительны. Кончеев.) Надоело, ох, как надоело нам учиться! Но — ничего не поделаешь. А потому, faute de mieux (За неимением лучшего (лат.)), будем по-прежнему выдумывать системы. Но условимся не сердиться на тех, которые не хотят знать наших систем. Ведь, по справедливости, они имеют полное право на это».
)

«РАЗРУШАЮЩИЙ И СОЗИДАЮЩИЙ МИРЫ (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)»
«НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ (Гнозис и экзистенциальная философия)»

Хорош тем, что имеет удобный по интерфейсу форум ко всем публикациям,
что позволяет всем желающим их обсуждать и получать ответы от хозяина раздела.


Copyright © Кончеев (e-mail:  koncheev@ya.ru), 2016