ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ_КОНЧЕЕВ


Раздел А. Кончеева в Журнале Самиздат библиотеки М. Мошкова
Хорош тем, что имеет удобный по интерфейсу форум ко всем публикациям,
что позволяет всем желающим их обсуждать и получать ответы от хозяина раздела.

Главная страница «Великое Делание» В раздел «А.С. Кончеев»
В раздел «Мыслители и творцы» Обновления сайта Публикации: список авторов Звуковые файлы Ссылки на комментарии Письмо Кончееву



В 1893 году вышел второй том основной работы Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Переводчик: Николай Соколов.
Н. Соколов написал о своем переводе и Шопенгауэре небольшую статью. Она перед Вами.
А.С. Кончеев

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

В настоящее время на русский язык переведены почти все философские произведения Шопенгауэра; недоставало только второго тома самого серьезного и существенного его исследования — «Мир, как воля и представление». — К сожалению, А. Фет не нашел нужным упомянуть, что он перевел только первый том этого произведения; поэтому для русских чтителей, которые не имели возможности ознакомиться с работами великого мыслителя в подлиннике, второй том является почти неожиданностью. А этот второй том заключает в себе много таких соображений и данных, без которых понимание основных положений доктрины положительно невозможно.
«Для того, — говорил Шопенгауэр, — кто хочет познакомиться с моею философиею, я ставлю условием, чтобы он читал каждую мою строчку, ибо я отнюдь не многописец, не фабрикант компиляций, не писатель из-за гонорара, не человек, который своими произведениями ищет одобрения, — словом, я отнюдь не такой человек, чтобы на мое перо имели влияние личные цели. Я ни к чему не стремлюсь, кроме истины, и пишу, как писали древние, с единственным намерением сохранить свои мысли, чтобы некогда они послужили во благо тем, кто сумеет продумать их снова и оценить их. И, именно поэтому, я писал немного, — это немногое через большие промежутки времени и очень обдуманно; в виду этого, чтобы избежать по возможности повторений, — в философских произведениях, ради связности изложения иногда неизбежных, от которых не свободен ни один философ, — самое лучшее по тому или другому вопросу я излагал только в одном месте. Поэтому тот, кто хочет от меня поучиться и меня понять, должен прочесть все, что я написал. Но судить обо мне и критиковать меня можно и без такого чтения, как это доказал опыт, — в чем, впрочем, я желаю всем дальнейшего успеха».
Шопенгауэр — это один из тех редких мыслителей, которые никогда не меняли не только своих воззрений, но даже и своей терминологии. В 1813 г. Он издал в свет свою диссертацию на степень доктора философии под заглавием «О четверичном корне закона достаточного основания», в которой были уже намечены все основные черты его доктрины. С 1814 по 1818 г. Он для себя в форме афоризмов, записывал отдельные мысли по вопросам философского ведения, из которых, — сама собою, по его словам, — сложилась его система. — «Замечательно, — говорит он, — что уже в 1814 г. (на 27 году моей жизни) у меня вполне определились все, даже второстепенные, догмы моей системы».
«Под моими руками или, лучше, в моем сознании слагается новое произведение; это философия, этика и метафизика вместе, как нечто единое и целое; до сих пор их так же ошибочно обособляли, как ошибочно делить человека на душу и тело. Мой труд растет, развивается медленно и постепенно, как дитя в тебе матери, — и я не знаю, что возникло прежде и что потом. Я замечаю один член, один орган вслед за другим, — т. е. пишу, не думая о том, как это подойдет к целому, ибо я знаю, что все возникает из одной основы. Так возникает органическое целое, а только такое и может жить».
«Я, который сижу здесь и которого знают мои друзья, не понимаю возникновения моего произведения, как мать не понимает возникновения в ее теле ребенка. Я только вижу это и говорю, как мать: «во мне зреет плод». Мой дух через интеллект и органы и органы внешних чувств получает пищу из мира; эта пища дает тело моему труду; но я не знаю, как и почему он слагается именно во мне, а не в других, которые имеют туже самую пищу».
«Случай, повелитель этого чувственного мира! Дай мне жить и иметь покой еще несколько лет! Ибо я люблю мой труд, как мать любит своего ребенка. Когда он созреет и родится, — вступай в свои права и требуй проценты за отсрочку. — но, если в это железное время я погибну раньше, пусть эти незрелые опыты, эти этюды мира будут изданы в их настоящем виде; может быть когда-нибудь явится родственный мне дух, который сумеет связать отдельные звенья и реставрировать целое».
Случай, которому молился Шопенгауэр, пощадил его жизнь еще на много лет и дал ему возможность высказаться до конца. В 1818 г. Был издан первый том его исследования «Мир, как воля и представление». Система сложилась вся целиком — и до конца своей жизни Шопенгауэр не сделал в ней никаких изменений; он только объяснял ее и находил новые доказательства для основных пунктов своего учения.
Еще раньше, в 1815 г., он приготовил к печати свое исследование «О зрении и цветах», где доказывал интеллектуальность ощущений и участие в них априорных форм мышления, — мысль, которая занимает центральное место в его системе.
Слава, которою так незаслуженно пользовался Гегель, — невнимание к его труду, достоинства которого он так ясно видел, — мучительно действовали на Шопенгауэра и до 1836 года он не издавал самостоятельных философских работ. Но он знал, что он живет не только для современников, но «для многих поколений», — что у потомства он найдет то признание, в котором отказывало ему его время, — и неутомимо работал над своей доктриной.
В 1836 году он издал небольшое исследование «О воле в природе», где, на основании новейших естественно-научных изысканий, дал эмпирические доказательства той основной мысли своей метафизики, что метафизический принцип всех явлений — воля.
В 1839 году норвежская королевская Академия Наук в Дронтгейме удостоила премии его трактат «О свободе воли». Другая скандинавская Академия Наук в Копенгагене, отказала в премии другому его трактату по этике «Об основе морали» за непочтительное отношение «к величайшему философу века», Гегелю. Оба эти трактата в 1841 году Шопенгауэр издал под общим заглавием «Две основных проблемы этики».
Наконец, в 1844 году появился второй том «Мира как воля и представление» — через 25 лет после первого. За это время Шопенгауэр собрал удивительный запас доказательств в защиту основных положений своей доктрины. С поразительной эрудицией он освещает смысл и сущность своих воззрений и дает самую понятную и ясную формулу своего учения. Громадное содержание философемы, сжатое в тесных рамках первого тома, подавляло внимание читателя и требовало от него больших усилий вдумчивости и воображения. Во втором томе Шопенгауэр дает более простые, — а иногда и более определенные, — формулы своих воззрений. Отвлеченные положения первого тома здесь часто переведены в образ и доведены почти до наглядности. Абстрактные понятия, — по терминологии Шопенгауэра, — здесь «реализуются». Меткий и образный язык дает новую жизнь теоретическим выводам. Шопенгауэр делает все, чтобы логическую убедительность превратить в интуитивное убеждение. Здесь подробно и всесторонне рассматриваются те тезисы, которые были намечены в первом томе. Главы «О метафизической потребности людей», «О первенстве воли в самосознании» — и особенно «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа в себе», «Жизнь породы», «Наследственность свойств» и «Метафизика половой любви» освещают основные положения доктрины совершенно с новой точки зрения, на которую в первом томе даны только слабые намеки. Учение об отрицании воли к жизни и об избавлении от этого существования изложено здесь с необыкновенною ясностью и определенностью.
В заключение скажем несколько слово о «Парергах и Паралипоменах», появившихся в 1851 году, за девять лет до смерти великого мыслителя. Это сборник (в двух томах) небольших трактатов по различным вопросам философии. Этим сборником Шопенгауэр и закончил свою философскую и научную деятельность. В письме к своему издателю Брокгаузу от 26 июня 1850 года, Шопенгауэр говорил: «Теперь я не думаю писать ничего нового; я боюсь выпустить на свет хилых детей старости, которые будут поставлены отцу в вину и уменьшат его славу». Брокгауз не решался брать на себя издание этого произведения, так как первое и второе издание «Мира, как воля и представление» расходились туго. — «Думайте обо мне, что хотите, — писал ему Шопенгауэр от 3 сентября 1850 г., — но я говорю Вам, что мои произведения — это лучшее создание века и… не я один говорю это».

Н. С.
С-Петербург.
4 Мая 1893 года.

Раздел А. Кончеева в Журнале Самиздат библиотеки М. Мошкова
Хорош тем, что имеет удобный по интерфейсу форум ко всем публикациям,
что позволяет всем желающим их обсуждать и получать ответы от хозяина раздела.

Главная страница «Великое Делание» В раздел «А.С. Кончеев»
В раздел «Мыслители и творцы» Обновления сайта Публикации: список авторов Звуковые файлы Ссылки на комментарии Письмо Кончееву

Copyright © Кончеев (e-mail:  koncheev@ya.ru), 2016